О том, когда возникла наука о здоровье Аюрведа, навряд ли кто-то сможет сказать точно. Ей не одна сотня и даже не одна тысяча лет. Первые письменные источники Аюрведы появились около 5 тысяч лет назад. Но несомненно в устной форме она существовала задолго до этого. И все же это живое знание о жизни, здоровье и болезнях, счастье остается актуальным и по сей день. Да настолько, что оно даже признано ассоциацией ВОЗ.

Четыре жизненных аспекта

Эту Науку о Жизни можно постигать очень долго, и постоянно открывать в ней для себя что-то новое. Наша задача в этой статье – разобрать введение в Аюрведу и понять суть ее философии. И начать, пожалуй, стоит, с основополагающих понятий этой науки.

Целостное восприятие жизни

Учение Аюрведы рассматривает человека не как набор органов, клеток и нервных импульсов. Она воспринимает его целостно. Все аюрведические процедуры направлены и на чисто материальные, и на духовные начала. Врач, практикующий эту область медицины, всегда видит в своем пациенте четыре аспекта:

  • душу – Атму;
  • ум, разум – Манас;
  • чувства – Индрии;
  • физическое тело – Шариру.

Болезнь возникает там, где имеет место рассогласование между этими аспектами.

Атма

Многие принципы Аюрведы базируются на том, что человек не может понять свое тело без понимания чувств и разума, но он не способен в полной мере осознать и их, если он не обладает знанием о своем высшем начале – Атме.

Жизнь человека подчиняется тем же принципам и законом, что и все остальное в природе. Важно осознать это и попытаться найти в себе то самое движущее оживляющее начало.

Манас

Учение Аюрведы говорит нам о том, что все действия и эмоции человека всегда зарождаются в его уме. Атма является направляющей силой, но только Манас-ум может отдавать четкие распоряжения чувствам и телу. Он постоянно рождает идеи и мысли, одни из которых делают нас здоровым и счастливыми, а другие – больными и несчастными.

Не зря любой хороший центр йоги в первую очередь старается научить человека контролировать свои мысли, и уже через них – тело.

Индрии
Философия Аюрведы гласит о том, что Индрии – это чувства, которые связывают Манас с внешним миром и постоянно поставляют ему пищу в виде форм, цветов, образов, звуков, запахов, вкусов, тактильных ощущений. Все это способно оказывать влияние на ум. В свою очередь, ум может делать выбор, в соответствии с которым человек стремится либо к правильным и гармоничным, либо неправильным, разрушающим чувствам.

Воздействие на Индрии призван оказывать специальный аюрведический массаж, цветотерапия, ароматерапия и пр.

Шарира

Это материальное тело, которое наука о здоровье воспринимает таким же значимым, как и три предыдущих аспекта. Оно является проводником, при помощи которого мы можем влиять на окружающий мир, а также на собственную Атму, Манас, Индрии. На этом основаны многие принципы Аюрведы, когда воздействие оказывается непосредственно на физическое тело.

Так в общих чертах выглядит введение в Аюрведу для начинающих. Осмысление описанных четырех аспектов и их подробное изучение открывают дверь к другим, еще более интересным знаниям.