Авторский цикл тем руководителя центра аюрведы и йоги «Рагини» Легкоступовой Оксаны.

Базовые понятия аюрведы в практическом ключе: пять первоэлементов, доши как конституционные компоненты, психофизиологический конституционный тип, здоровье и болезнь по аюрведе.

 

Чтобы обучиться практическому применению аюрведы, нужно иметь представление об ее теоретической базе, лежащей в основе всей системы практики. Мое изложение теоретической базы будет очень кратким и схематичным, не претендующим на отражение всех аспектов и деталей, но тем не менее достаточным, чтобы выстроить на этом первоначальную систему практической работы.

 

Итак, аюрведа, как и йога, является знанием, не имеющим возраста. Первые же письменные упоминания  о ней датируют 5000 лет назад. Знание это было получено не опытным путем. Оно существовало всегда, пока существует проявленный мир, и передавалось воплощенным существам либо великими учителями, либо мудрецами, медитировавшими на проявленный аспект действительности с целью постичь законы, лежащие в основе проявления мира.

Древние индийские мудрецы – риши – говорили о том, что существуют два аспекта Абсолюта – непроявленный Абсолют и проявленный Абсолют - и соответственно два периода – период непроявленности Абсолюта, или пралайя, и период проявления Абсолюта, или манвантара. Непроявленный Абсолют един и недифференцирован. Когда непроявленный Абсолют собирается проявиться в виде проявленного мира, то в нем начинается процесс первичной дифференциации. Прежде всего, возникает первичное разделение на сознание и материю (по другим терминологиям, Пуруша и Практики, Шива и Шакти). Материя, с точки зрения аюрведы, это не та плотная материя, которую мы воспринимаем в физическом мире нашими органами чувств, а вся энергия, включая тончайшие изначальные энергии, первыми появляющиеся при проявлении мира. По мере дальнейшего проявления мира материя начинает сгущаться и уплотняться, образуя по ходу этого процесса, все более плотные миры, пока, наконец, не возникает знакомый нам физический мир. Таким образом, материя нашего физического мира представляет собой не что иное, как просто сильно сконцентрированную энергию.

 

На одном из этапов сгущения материи возникает система пяти первоэлементов – эфир, воздух, огонь, вода и земля. Это опять-таки не те явления, которые мы воспринимаем органами чувств в нашем мире. Это энергии определенной плотности с определенными характеристиками. По мере дальнейшего уплотнения мира эти первоэлементы комбинируются между собой и образуют три конституционных компонента, или три доши, которые и формируют все более плотные миры. С  точки зрения системы «человек», как физическое тело, так и более тонкие тела, или оболочки (коши), также сформированы дошами. В нашем цикле тем мы будем касаться только тех тел, которые даны в опыте обычному человеку, а именно физического, эмоционального и ментального тела.

 

Доши, помимо наших тел, формируют также миры вокруг наших тел. Поэтому, собственно говоря, мы и можем приводить в баланс наш конституционный тип, используя внешние предметы и влияния, например, продукты питания, горячую или холодную воду и т.д.

 

Существуют три доши, или конституционных компонента, а именно ВАТА, ПИТТА и КАПХА. Эти три доши обязательно присутствуют в психофизиологическом конституционном типе любого человека. Наше существование невозможно без какой-либо из этих дош. Однако присутствуют они в разных пропорциях. В зависимости от пропорций существуют три варианта конституционных типа – однодошевый (когда одна доша очень значительно доминирует над двумя другими), двудошевый (когда две доши находятся в доминанте близко друг от друга, а третья в процентном соотношении очень далеко от них), трехдошевый (когда все три доши находятся приблизительно в равном процентном соотношении). Самый распространенный вариант – двудошевый тип. Реже встречается однодошевый тип. Самый редкий - трехдошевый.

 

Существует понятие пракрити, или психофизиологический конституционный тип, который закладывается в момент зачатия. Пракрити не меняется в течение всей жизни человека до смерти. Это как матрица, которую мы несем с собой по жизни.

Однако рисунок дош на данный момент жизни человека может значительно отличаться от матрицы. Под воздействием внешней и внутренней среды этот рисунок меняется. Даже в течение дня наши доши находятся в постоянном движении. Например, мы рассердились и у нас в этот момент тут же увеличивается питта-доша. Нам пришлось весь день ездить по городу, и к вечеру у нас, естественно, увеличится вата-доша.

Если под воздействием внешних и внутренних факторов произошло устойчивое изменение рисунка дош на данный момент, то тогда в аюрведе говорят, что у человека есть викрити, или отклонение от изначальной природы.

Понятие здоровья по аюрведе предполагает то, что у человека нет викрити, т.е. его состояние дош на данный момент соответствует пракрити. Кроме того, необходимо удержание в балансе ведущих дош, так как в большинстве случаев именно ведущие доши склонны выходить в дисбаланс путем их чрезмерного накопления. Для этого нужно знать, каким образом проявляются доши на уровне физического, эмоционального и ментального тела, каковы признаки их выхода в дисбаланс, а также методы приведения их в баланс. Легче всего в этом плане однодошевому конституционному типу, так как практически всю жизнь им приходится поддерживать в балансе одну дошу. Двудошевому и трехдошевому конституционному типу сложнее, так как нужно отслеживать, какая из ведущих дош находится в дисбалансе в данный момент и применять меры по приведению в баланс именно этой доши. Редко, но все-таки бывают ситуации, когда даже неведущая доша выходит в дисбаланс, поэтому целесообразно знать, каким образом проявляются все три доши на уровне физического, эмоционального и ментального тела, каковы признаки их выхода в дисбаланс, а также методы приведения их в баланс.

Об этом мы поговорим в наших последующих темах.

Ом.

центр аюрведы и йоги Рагини в Индии ayurveda-india.ru